7 портретов Натальи Гончаровой (Пушкиной, Ланской). Как преображалась жена поэта по годам

Александр Сергеевич Пушкин – дворянин и поэт, произведениями которого зачитываются во всем мире. Его супруга Наталья Гончарова была первой красавицей Петербурга. Живописцы изображали ее портреты, музыканты посвящали свои творения, даже Николай I оказывал ей знаки внимания. По росту Александр Сергеевич Пушкин и его жена заметно различались: поэт был всего 160 см, а стройная и статная Наталья – 175 см.

Содержание

Жена Александра Сергеевича Пушкина – Наталья Гончарова

Александр Сергеевич слыл человеком романтичным, влюбчивым, склонным покорять женские сердца. Но главную женщину в жизни поэта звали Наталья Николаевна Гончарова. Пушкин полюбил красавицу с первого взгляда.

Дворянское звание семья Гончаровых обрела в период правления Елизаветы I. Отец Натальи – Николай Афанасьевич Гончаров – был секретарем губернатора Москвы, слыл интеллектуалом и интеллигентом, владел несколькими иностранными языками, умел играть на скрипке и виолончели. Мама – Наталья Ивановна, в девичестве Загряжская – представительница старого дворянского рода, в молодые годы славилась необыкновенной красотой.

Наталья была младшим ребенком в семье. Помимо нее, Гончаровы воспитывали двух сыновей и двух дочерей.

Биография и внешность

Наталья Гончарова родилась 27 августа 1812 года в Тамбовской губернии, в поместье Кариан. Детство девочки пришлось на тяжелые для семьи времена. В 1810 году Николай Афанасьевич упал с лошади, ушибся головой, с этого времени у него стал постепенно ухудшаться разум. Хотя некоторые знакомые семьи полагали, что действительная причина – пристрастие к алкогольным напиткам.

Из-за психического расстройства Николая Гончарова жизнь жены и детей стала невыносимой. В периоды обострений мужчина носился за родными по дому, угрожая расправой. Тогда жена с детьми спешно уезжали к родственникам.

Когда семья перебиралась в Москву, дедушка Натальи, живший в имении в Калужской губернии, попросил оставить девочку ему на воспитание. Он обожал внуков, всегда охотно их принимал. Младшей внучке старик дал ласковое прозвище Таша.

image

Наталья Гончарова, в отличие от красавиц ее эпохи, не пользовалась румянами и пудрой. Она покоряла мужчин естественным очарованием, романтичным характером и стройной фигурой. При росте 175 см жена Пушкина весила 65 кг, при обхвате груди 92 см умудрялась ужимать талию корсетом до 42 см. Наталья великолепно наряжалась для выхода в свет. Но Пушкину не приходилось тратить деньги на гардероб, ведь его жена получала дорогостоящие наряды от тети – Загряжской Екатерины Ивановны, служившей фрейлиной при императоре.

Единственным физическим недостатком жены Пушкина было косоглазие, совмещенное с близорукостью. Александр Сергеевич иногда дразнил Наталью, называя ее «моя косая Мадонна».

Современники описывали Гончарову как женщину стеснительную, неразговорчивую, скрытную. Некоторые полагали, что за такими чертами, в действительности, пряталась жесткая, коварная, расчетливая натура.

image

Образование

Ранние годы Натальи Гончаровой прошли в Калужской губернии, у любимого дедушки. Тот постарался дать внучке достойное воспитание и максимально возможное образование. Девочка научилась грамоте, свободно разговаривала на французском языке, охотно учила историю и географию, была начитанной и эрудированной.

Когда Наталья вернулась к родителям, то оказалась в неблагополучной атмосфере. Отец продолжал буянить, сходить с ума. Мама, отличавшаяся суровым характером и удрученная несчастливым замужеством, регулярно закатывала истерики, скандалила. Детей она воспитывала в предельной строгости. Особенно жестко женщина обращалась с дочерями, контролировала их поведение, лупила по щекам за малейшие шалости.

Мать считала, что детей нельзя приучать к роскошной жизни. Поэтому на балы и приемы юные сестры Гончаровы ездили в рваной обуви. Но образованию детей в семье уделялось максимум внимания. Познакомившись с Пушкиным, юная Наталья уже знала французский, немецкий и английский языки.

История встречи и любви

С Натальей Гончаровой великий поэт встретился в 1828 году на светском мероприятии на Тверском бульваре. Пылкий и любвеобильный Пушкин тесно общался со многими знатными женщинами. Сохранились его романтичные письма к Елизавете Михайловне Хитрово, Анне Петровне Керн, Каролине Адамовне Собаньской, Анне Николаевне Вульф.

С Натальей Гончаровой поэт тоже переписывался. Сначала Пушкин сочинял трепетные признания в любви, предложения руки и сердца. Потом пошли довольно интимные темы, в том числе обиды, подозрения в неверности. Пушкин жутко ревновал Гончарову и весьма эмоционально высказывал это в письмах.

Свадьба

Александр Пушкин несколько раз сватался к Наталье Гончаровой, но родители долгое время запрещали дочери принимать предложение поэта, так как считали его не самой удачной партией. Семья согласилась отдать младшую дочь за Александра Сергеевича в 1830 году. Получив родительское благословение, Наталья обвенчалась с поэтом в 1831-ом.

Семейная жизнь и дети великого писателя

В Петербурге Пушкин слыл настоящим донжуаном, постоянно ходили слухи об изменах с его стороны. Доходили они и до Гончаровой. Александр Сергеевич вел дневник любовных похождений, датированный 1829 годом. Он поделен на две части: в первой записаны любовницы поэта, во второй – женщины, с которыми не было интимных отношений, но к которым он относился с большой симпатией. В дневнике упомянуты дворянки, актрисы, фрейлины, родственницы приятелей, даже жена губернатора Одессы, а еще некая NN – дама, настоящее имя которой поэт решил не писать.

Пушкин особо не скрывал от жены увлеченность женщинами. Однажды на балу Александр Сергеевич так рьяно ухаживал за дамами, что Гончарова разозлилась, ушла в дальний конец бального зала. Когда Пушкин приблизился к ней, чтобы успокоить, Наталья отвесила ему звонкую пощечину. Будучи человеком легким и отходчивым, Александр Сергеевич сразу разрядил обстановку, пошутил, что его жена, наконец, показала, насколько тяжела ее рука.

Женившись на Гончаровой, Пушкин продолжал с ней переписываться. Он писал жене о бытовых проблемах, критиковал коллег, государственных деятелей. В последнем письме, адресованном Наталье, Александр Сергеевич рассказал, что скоро отправится на дуэль, признался в искренних чувствах. В письмах Пушкин называл Наталью «женкой» либо «ангелом». На публике поэт предпочитал обращаться к жене «Натали».

В браке с Пушкиным Гончарова родила 4 детей. Она носила под сердцем и пятого ребенка, но случился выкидыш, причем по вине самой Натальи. Чтобы подчеркивать фигуру, Гончарова не отказывалась от корсетов даже при беременности, хотя муж просил ее ходить свободной. Также первая красавица Петербурга не могла отказаться от посещения балов. Будучи на большом сроке вынашивания, Наталья бойко танцевала на одном из балов, как вдруг пошла кровь, случилось непоправимое.

Интриги вокруг семейной жизни

Александр Пушкин искренне любил жену, но отказаться от тесного общения с красавицами Петербурга не мог. Среди любовных похождений поэта наиболее выделился скандал о том, что он состоит в интимных отношениях с родной сестрой Натальи Гончаровой – Александрой. Этот слух распространился по Петербургу перед самой трагической дуэлью. Доказательством измены стал золотой крестик Александры, обнаруженный в постели поэта. Этот аксессуар умирающий Александр Сергеевич попросил возвратить владелице.

Зная об изменах мужа, Наталья Гончарова не гнушалась мстить ему таким же способом. Петербургское общество недолюбливало жену поэта, обвиняло в ветрености и несерьезности. Самый скандальный роман у Натальи случился с самим императором Николаем I. Тот оказывал красавице недвусмысленные знаки внимания, а она их без стеснения принимала. До Пушкина доходили слухи, что его жена подозрительно много времени проводит в компании императора.

Дуэль с Дантесом

О трагической дуэли с французом Жоржем Дантесом зимой 1837 года все знают со школьной скамьи. Дуэлянты встретились за чертой Петербурга, возле Черной реки. Пушкин получил смертельную рану. На этом трагическая история в школьных учебниках заканчивается. И мало кто знает, что в этом сюжете замешана жена Пушкина.

В те годы ходили упорные слухи, что у Гончаровой был роман с Дантесом, который и спровоцировал трагически закончившуюся дуэль. Возможно, она случилась бы и раньше, но поначалу Дантес отвел от себя подозрения, женившись на Екатерине Гончаровой – сестре Натальи. Таким способом француз обеспечил прикрытие романтическим отношениям с женой поэта.

После гибели Пушкина Екатерина Гончарова уехала с мужем во Францию.

А на Наталью обрушилось с критикой петербургское общество, обвинило ее в подлом и бессердечном отношении к погибшему мужу.

Смерть супруга и вдовство Натальи Гончаровой

Пушкин отошел в мир иной в пятницу. С тех пор и до конца жизни этот день недели Наталья считала траурным, одевалась и вела себя соответствующе. В день смерти мужа Гончарова, облачившись во все черное, безостановочно молилась.

Перед последним вздохом Александр Сергеевич дал жене наказ носить траур 2 года, жить в этот период в деревне, а затем выйти замуж за достойного человека.

Кончина мужа стала для Натальи большим шоком. Она осталась одна с 4-мя малолетними детьми, а люди вокруг обвиняли ее в случившейся трагедии. Из-за стресса Гончарова серьезно заболела, а как только самочувствие позволило, уехала из Петербурга в Калужскую губернию, в имение Полотняный Завод, где жила ее мама. Там она стала настоящей затворницей, не приглашала гостей, сама никуда не наведывалась. Лишь один раз она выехала в Михайловское – родовое имение покойного мужа, чтобы организовать установку памятника.

Прошло 2 года траура, и Наталья Гончарова вернулась в Петербург, но продолжила вести затворнический образ жизни. Все время женщина посвящала воспитанию и образованию детей.

Добровольное затворничество не помешало Гончаровой оставаться первой красавицей и самой желанной невестой Петербурга. Она все еще была молода и, несмотря на сдержанность и отстраненность, покоряла мужчин чувством собственного достоинства и изяществом манер. Богатые и именитые кавалеры выстраивались в очередь перед дверью дома молодой вдовы. Но никто не желал становиться отчимом. Наталья отшивала потенциальных женихов, предлагавших увезти детей в пансионат, говорила: «Кому дети в тягость, тот не может стать моим мужем».

Второй брак после 7 лет траура

Прошло 7 лет после роковой дуэли, и Наталья, наконец, встретила человека, ставшего хорошим отцом ее детям. Вторым мужем стал Петр Петрович Ланской, служивший вместе с ее братом. Это был небогатый 45-летний дворянин, кавалерист. Он долгое время был приятелем семьи, часто наведывался в гости, полюбил Наталью и ее детей, словно собственных.

Гончаровой было 32 года, когда Петр Ланской сделал ей предложение. Тихая и скромная свадьба состоялась 16 июля 1844 года, гостями были только родственники.

Император Николай I напросился быть посаженным отцом. Но Наталья тактично ему отказала, видимо, опасаясь пересудов из-за прошлого.

Второй брак оказался счастливым, Гончарова родила мужу 3 детей. В семье царили гармония и взаимоуважение. Супруги уже вышли из того возраста, когда в отношениях преобладает страсть, что помогло сохранить брачный союз на долгие годы. Теплые и спокойные чувства, испытываемые к мужу, Наталья называла «оттенками любви». Она, пережив грязь и сплетни, бережно оберегала второй брак от посторонних глаз, не давала ни малейшего повода для скандальных слухов.

Смерть Натальи

Рождение семерых детей и житейские трудности подорвали здоровье женщины. Зимой Гончарова часто простужалась, ее одолевал изнуряющий кашель. По рекомендации врачей женщина посещала лечебные курорты, но они помогали временно.

В 1863 году осенней порой Наталья Николаевна в очередной раз простудилась, когда ехала домой после крестин внука. Воспалились легкие. Слабый организм не справился, и 26 ноября 51-летняя женщина скончалась. Наталья Гончарова пережила Пушкина на 26 лет, а Петр Ланской ее – на 14 лет. Могила единственной жены великого поэта находится на Лазаревском кладбище – старейшем в Петербурге.

Рубрика: Краткие биографии

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором – Ланская (1812-1863) – жена Александра Сергеевича Пушкина. Спустя 7 лет после его смерти стала супругой генерала Петра Ланского.

Ее роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, до сих пор вызывает массу дискуссий. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Гончаровой были пересмотрены.

В биографии Натальи Гончаровой есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Гончаровой.

Биография Натальи Гончаровой

Наталья Гончарова появилась на свет 27 августа (8 сентября) 1812 года в поместье Кариан (Тамбовская губерния). Она росла и воспитывалась в дворянской семье. Ее отец, Николай Афанасьевич, был секретарем московского губернатора, а мать, Наталья Ивановна, фрейлиной у императрицы Елизаветы Алексеевны.

Детство и юность

У своих родителей Наталья была 5 из семи детей. Все детство и юность она провела в Москве. Большую роль в воспитании детей сыграла мать, которая обладала крутым нравом и красотой. Женщина требовала от сыновей и дочерей беспрекословного подчинения и дисциплины.

Наталья, вместе с братьями и сестрами, получила прекрасное домашнее образование. Стоит заметить, что кроме французского, дети также изучали немецкий и английский языки.

Гончарова обладала привлекательной внешностью и стройной фигурой. По этой причине ее начали вывозить в свет еще в юные годы биографии. Природная красота не оставляла равнодушными никого из мужчин, поэтому у девушки всегда было много поклонников.

Жена Пушкина

Впервые Наталья Гончарова познакомилась с будущем супругом Александром Пушкиным в конце 1828 г. Их встреча произошла на балу. На тот момент девушке было всего 16 лет, и великий поэт не смог устоять перед ее красотой.

Спустя пару месяцев Пушкин начал просить руки Натальи у ее родителей. Однако, властная мать заявила, что для замужества дочери следует еще немного подрасти. Также сыграла свою роль и политическая неблагонадежность поэта, наряду с его бедностью и пристрастием к картам.

Примерно через год Александр Сергеевич снова пришел свататься в дом Гончаровых. На этот раз он получил согласие на брак, чему был очень рад. Весной 1830 г. влюбленные обручились, при этом стать официальными мужем и женой смогли только 2 марта 1831 г.

Такая большая пауза образовалась из-за волокиты с приданным. В скором времени новобрачные обосновались в Царском Селе, где Наталья и Александр провели несколько счастливых месяцев. В Петербурге привлекательность Гончаровой была высоко отмечена местным обществом.

Наталья Гончарова и Александр Пушкин

В данный период биографии Наталья часто посещала разные светские рауты. В 1832 г. у супругов родилась дочь Мария. Тогда же умер дед Гончаровой, оставив после себя долг в размере 1,5 млн рублей. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего.

Не смотря на это, Наталье нравилось посещать балы и прочие мероприятия, что требовало определенных затрат. При этом сам Пушкин, нередко проигрывал в карты разные суммы, что еще больше усугубляло материальное положение супругов.

В 1833 г. у пары родился сын Александр. Тогда же, император Николай I удостоил Пушкина звания камер-юнкера, чем сильно огорчил его. Поэт осознавал, что император был неравнодушен к Гончаровой, хотя сама она никогда не выделялась каким-либо кокетством.

Через 2 года Наталья родила на свет сына Григория. Примерно тогда же, она впервые познакомилась с Жоржем Дантесом – французским подданным, кавалергардом и пасынком посланника Нидерландов Геккерна.

Дантес стал открыто проявлять знаки внимания Наталье. Женщине было приятно находиться в окружении Жоржа и танцевать с ним на балах. При этом, главным мужчиной для нее всегда оставался Пушкин, для которого она была не только верной женой, но и музой.

Весной 1836 г. Гончарова произвела на свет еще одного ребенка – дочь Наталью. Между тем в обществе часто обсуждалась ее дружба с Дантесом. В связи с этим, многие историки, литературоведы и биографы винят в смерти Александра Пушкина как раз Гончарову.

В частности, Наталью обвиняли в свидании с Жоржем Дантесом на квартире ее родственницы Идалии Полетики, которая, крайне негативно относилась к великому поэту. Однако достоверных фактов, подтверждающих эту встречу нет. Некоторые предполагают, что именно Идалия выдумала эту историю, чтобы спровоцировать травлю в сторону Александра Пушкина.

В ноябре 1836 г. всем близким людям поэта было отправлено письмо с оскорбительным содержанием в адрес Гончаровой и Пушкина. Писатель ошибочно подумал, что это все проделки Дантеса, вследствие чего незамедлительно вызвал того на дуэль.

Однако дуэль удалось предотвратить: Дантес заявил, что он добивался руки Екатерины – сестры Наталья Гончаровой. Тогда же, Жорж и Екатерина обручились. Такой разворот событий еще больше усугубил ситуацию. В обществе поползли слухи будто Дантес вынуждено взял в жену Екатерину, дабы оградить от травли Наталью.

Наталья Пушкина-Ланская. Ницца 1863

Другие, наоборот, увидели в этом еще одну попытку задеть самолюбие ревнивого поэта. Хотя Гончарова и Пушкин присутствовали на венчании молодых, они отказались сесть за праздничный стол. Более того, они не приглашали молодоженов в свой дом, встречаясь с ними только на светских мероприятиях.

23 января 1837 г. на балу Жорж Дантес нанес оскорбление Гончаровой. Сразу после этого Александр Сергеевич отправил Геккерну настолько резкое послание, что дуэль была лишь вопросом времени. В связи с тем, что Геккерн являлся иностранным послом, он не имел права участвовать в дуэли.

В результате, Дантес решил отправиться на поединок вместо приемного отца. Печально известная дуэль состоялась 27 января 1837 г. на Черной речке. Пушкин получил серьезное ранение в живот, скончавшись через 2 дня.

Наталья Гончарова, которой на тот момент было всего 25 лет, крайне тяжело перенесла смерть мужа. Пятница, день смерти Пушкина, стала траурным днем в ее биографии. До конца своих дней Наталья Николаевна каждую пятницу «предавалась печальным воспоминаниям и целый день ничего не ела».

Спустя 7 лет Гончарова повторно вышла замуж за генерал-лейтенанта Петра Ланского. В этом союзе у супругов родилось трое общих дочерей. Важно заметить, что к приемным детям Ланской относился, как к родным.

Смерть

В 1861 г. самочувствие Натальи Гончаровой сильно ухудшилось. Каждую весну она страдала от серьезных приступов кашля, которые не давали ей уснуть. Медики рекомендовали женщине сменить климат. В связи с этим, вся семья отправилась в Германию, где побывала на нескольких курортах.

Однако, смена климата не способствовала выздоровлению Гончаровой. После этого Наталья вместе с мужем и детьми жила в Женеве и Ницце. Позднее ей стало немного лучше.

Осенью 1863 г. женщина отправилась на крестины внука в Москву, где сильно простудилась. На обратной дороге ее болезнь начла быстро прогрессировать, что привело к воспалению легких. Наталья Гончарова умерла 26 ноября 1863 года в возрасте 51 года.

Фото Натальи Гончаровой

Наталья Гончарова в детстве
Петр Ланской
Жорж Шарль Дантес

Если вам понравилась краткая биография Натальи Гончаровой – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку: Top

Не каждый день основатель Dorohins Magazine приезжает в столицу, чтобы пообщаться и поближе познакомиться с главными героями наших рубрик. Не хочу громко заявлять, что бренд Natalia Goncharova недавно открылся для российской публики, но явно успел прогреметь среди московской богемной тусовки.

Вот так, недалеко от Нового Арбата, не самым ранним утром, главный редактор, новомодный дизайнер и журналист не только познакомились, но и попытались узнать секреты успешного расширения бренда Natalia Goncharova в Москве.

Алена: Я как обычно, начну с образования.

Наталья: Образование? Их несколько. Москва — MBA, маркетинг, Париж и целенаправленная учеба на дизайнера, когда уже существовал бренд NG.

В детстве уже точно определилась, кем буду, но когда стала взрослой и выучилась, не хватило смелости сразу открыть бренд, поэтому-то и пошла на бизнес образование, после чего задумалась о создании собственной марки.

Изначально я просто создавала какие-то вещи для себя и подруг, задолго до открытия шоу-рума, чуть погодя попробовала стартовать на Mercedes-BenzFashionWeekRussia 2013, после чего уже сделала презентацию на собственной площадке.

Влад: Выгодно ли проводить показы в Москве бренду, который только начинает работу?

Наталия: Я думаю, начинать следует не с этого.

Влад: Зачем же тогда это все создается?

Наталья: На тот момент у меня еще не было опыта в организации fashionshow, а сейчас я уже понимаю, с чего начинать, какие детали важны и о чем нельзя забывать. В прошлом этих знаний работы в структуре изнутри не было, поэтому и шли самым стандартным способом — показ на MBFWR.

После «мерса» мы уехали в Париж для участия в рамках Недели Моды во французском NewCoutureShowroom. Это иная коммерческая история, когда съезжаются в одну точку мировые дизайнеры, байеры, журналисты и ты с прибылью продаешь свою марку. История, которая привлекает больше российской.

Влад: Но зачем выходить на европейский рынок, если основной потребитель — местный?

Алена: Согласна, есть Москва — многомиллионный город с тем же количеством покупателей, есть Европа, где хватает своих дизайнеров, так зачем ехать в зарубежные страны, если можно развиваться на Родине?

Наталья: У нас практически нет локаций, куда могут съезжаться байеры, и куда могут зачисляться закупки, то есть в России ты практически всегда работаешь на конечного потребителя — схема B2C, а не B2B, как в Европе (в первом — человек совершает разовую покупку, приобретая товар, удовлетворяющий потребности; во втором — организация, где работаю профессиональные закупщики и бизнес-эксперты совершает большой заказ — прим. ред.). За рубежом я могу продать товар четырем компаниям, и объем с продаж будет гораздо больший, чем от прибыли отдельных клиентов.

У нас в Москве шоу-румы еще не научились работать в полную силу. Магазины берут товар на реализацию, но не выкупают — отсутствие выгоды для мастера, так как есть риск возврата товара.

Алена: А Россия еще может ждать от Вас самостоятельные показы?

Наталья: Это сложно и требует просчета. Выгоднее устраивать вечеринки, открытия или презентации. Приходят звездные гости, фотографируются в твоих вещах, размещают это на своих страницах в инстаграм, дальше приходят клиенты, посмотрев коллекцию, записываются на примерки — это рабочая схема.

Показ ради показа — не интересен, показ ради пиара — еще может существовать, но показ должен быть ради продаж. Если зритель увидел, захотел и пришел — работает, если товар не берут — значит площадка не дорабатывает.

На прошлом показе было 800 гостей, половина из которых — студенты, это не та аудитория, на которую мы рассчитываем. Если бы я делала массмаркет, то это была бы выгодная история — URWELCOME, но у меня другой сегмент.

Алена: А почему не открыть тот же шоу-рум в Париже, Вы же и целенаправленно стремитесь в Европу, но при этом открываетесь в Москве.

Наталья: Я хочу везде (смеется).Тем более учитывая курс евро, я вижу, что мои русские клиенты, все меньше выезжают в другие города.

Алена: В чем кардинальные различия москвичек от парижанок?

Наталья: Француженки очень сдержанны в цветах, когда наши девушки не ограничиваются в красках: караловый, зеленый, желтый, и при этому каждая чувствует себя классно, то во Франции себе это не позволяют. Там есть четкие рамки по цветам: серый, черный, темо-синий, редко белый, и практически никогда яркий.

Влад: Кто тратит больше денег?

Наталья: Русские.

Влад: А есть вещи, которые не продаются? Что с ними делать?

Наталья: Есть такие, я бы слукавила, если бы сказала, что нет. Пускаем на sale, а что еще делать?

Алена: Что нам ждать дальше?

Наталья: Очень важно загрузить новую коллекцию в Париж, не знаю каков будет успех, потому что коллекцию еще не видел байер, и не знаю, как ее оценят, ждем результатов.

Вторая же задача — максимально распиарить местную площадку и привлечь как можно больше клиентов.

Влад: Конкуренции не боитесь?

Наталья: Ну а что бояться конкуренции, если ты хорошо работаешь и выстраиваешь свою лояльную базу? Бояться? Нет, не боюсь, но не отрицаю, что всегда стоит бежать, чтобы успевать.

Про успеть и успех Наталья не ошиблась, не зря же эти слова омонимичны. Иметь успех в двух странах одновременно, не каждый сможет. Наталья смогла. Сегодня Москва, завтра Европа, почему бы и не вспомнить про Азиатские страны, чем черт не шутит?

Интервью: Алёна Гузаревич

Фото: Виктория Волошина

Александр Арутюнов – Дизайнер о личной жизни и коллекции одежды

Всего три года назад Саша Масюк приехала, теперь встречает нас в собственной тату студии

Алена Бевза – Индия перевернула все мои представления о жизни

Алия Баймурзина – как пришла в Stand Up

Кинопремьеры октября: лучшее за неделю

Кинопремьеры ноября

Наталья Гончарова призналась, почему до сих пор одинока.

31-летняя волейболистка Наталья Гончарова была уже в браке. В 2012 году она вышла замуж за волейболиста Алексея Обмочаева. Болельщики охотно следили за их супружеской жизнью, потому что их история начиналась очень красиво, как в сказке. Свой медовый месяц молодожены отпраздновали на Кипре.

А затем влюбленных разлучило расстояние. Спортивный клуб Натальи находился в Москве, а её мужа в Казани. В один момент судьба пошла навстречу их семейной жизни и получилось так, что Алексей перебрался в Москву. Конечно же, сначала Наталья была безгранична рада. С другой стороны именно в этот момент пара начала часто ссорится по бытовым вопросам. В итоге все закончилось разводом.

Наталья не раз признавалась, что у нее нелегкий характер. Она знает себе цену и не готова стоять у плиты несколько часов, чтобы приготовить своему возлюбленному ужин.

У спортсменки прекрасные внешние данные, не зря ее включили в список самых красивых российских спортсменок. Вот только рост для девушки 196 сантиметров. Наталья признавалась, что ей сложно найти подходящего мужчину с подобным ростом.

Фото: социальные сети

В предыдущей статье кратко рассмотрен путь русского искусства от Иванова к Коровину и «Голубой розе».

В искусстве имя Натальи Гончаровой неотделимо от имени Михаила Ларионова. И в жизни, и в творчестве они сосуществовали вдвоём — «Ларионов и Гончарова», несмотря на то, что каждый был яркой индивидуальностью и абсолютно самостоятельным художником. Встретились они в МУЖВЗ (Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества). Гончарова тогда занималась на скульптурном факультете, а Ларионов  — на отделении живописи. Через два года он уговорил Наталью Сергеевну перейти на живописное отделение. Главным аргументом Ларионов приводил ее живописный талант, необходимость его развития.

«У вас глаза на цвет, а вы занимаетесь формой. Раскройте глаза на собственные глаза!»

Наталья Сергеевна откликнулась на такое утверждение:

«Я вдруг поняла, что то, чего мне не хватает в скульптуре, есть в живописи… есть — живопись!»

На «Автопортрете с желтыми лилиями» художница находится в самом расцвете своих творческих сил. Написан он в 1907-08 годах.

image
Автопортрет с жёлтыми лилиями, 1907-1908. Холст, масло.

Художница пишет себя в мастерской. Обратите внимание, картины на дальнем плане стоят на полу. Выполнены они в импрессионистической манере. Возможно, это работы Ларионова. Некоторые искусствоведы считают, что тем самым художница как бы отодвигает свое искусство, выполненное до времени написания автопортрета и ищет новые пути. В.М.Бялик считает, что это типичное изображение мастерской.

Яркие оранжевые лилии в руках написана подробно и точно. Художница знает их строение, переделала фактуру стеблей, листьев, лепестков. Но своё лицо Гончарова намеренно утрировала. Рот немного растянут, нос удлинён. Она уменьшила лоб, написала широкие брови. Глазам придала несколько азиатский оттенок. Нарочито грубо написана кисть руки.

Наталья Сергеевна обладала особой русской красотой. В воспоминаниях о ней говорят, лицо Гончаровой было подобно византийской иконе. У нее были очень правильные черты лица. Она не употребляла никаких дамских ухищрений, косметики. Хотя косметикой или театральным гримом она и ее муж Михаил Ларионов пользовались. Они раскрашивали свои лица, делали на них рисунки. В таком экстравагантном виде гуляли по Кузнецкому мосту.

Никто еще не думает о том, что Наталья Сергеевна станет весьма талантливым модельером. Обратите внимание на ее блузку. Блузка без воротника, чего быть не могло, потому что не могло быть никогда. Эта блузка напоминает мужскую рубашку. При этом к рукаву она приделала волан. Таких блуз в то время не носили, это были ее собственные придумки.

Уже потом в Париже Н.С.Гончарова создавала эскизы для дома моделей «Мирбор». Они были очень интересные и по конструкции, и по цвету произведения. Но это случится позже.

В натюрморте с ананасом присутствует не только ананас, но и другие фрукты, бутылки, предметы интерьера и картины на стенах.

image
Н.Гончарова. Натюрморт с ананасом. 1909, холост, масло

Самые важное здесь — это скульптура, которая воплощает одну из важнейших идей Гончаровой — связь запада и востока. Скульптура представляет некоего восточного божка. Художница в углубленных формах в своих произведениях часто отмечала, что мы смотрим на восток, там наши корни. Она говорила:

«Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того смотрела, чтобы забыть».

Эта скульптура в «Натюрморте с ананасом» напоминает скифских каменных баб. Это каменное изваяние, а вовсе не ананас, определяет главную ось композиции.

В начале неопримитивистского периода Гончаровой отмечено «флюидами» Гонена и Ван Гога, а также только что появившегося кубизма. Художница тут же перерабатывает новые тенденции в искусстве в свойственную ей повышенно-декоративную манеру. «Натюрморт с ананасом» — яркое подтверждение этого.

Наталья Сергеевна выросла в деревне, в поместье отца. Она прекрасно понимала народную культуру.  Видела её своими глазами и хорошо знала крестьянский труд, досуг, обычаи.

Гончарова посвятила несколько работ теме крестьянского труда. Две из них называются «Стрижка овец» и «Мытье холста». Если вспомнить работу Серебряковой «Беление холста», то сразу будет заметна разница между ними. Творчество Серебряковой целиком происходит из эпохи из Возрождения, буквально из Тинторетто, из высоких идеалов Ренессанса. Здесь перед нами появляется тема народной игрушки, плакатной вывески, если хотите вульгарной частушки. Гончарова упрощает формы, пишет очень откровенным, напряженным цветом.

image
Н.Гончарова. «Стрижка овец»

Работы написаны в южных краях. Это видно, потому что женщины носят не сарафаны, а рубахи и юбки. Если на севере женщины предпочитали сарафан, та в южных губерниях надевали понёвы. Понёва — это клетчатая полуюбка с большим разрезом.

«Мытье холста» — это потрясающее для своего времени полотно.

image
Н.Гончарова. Мытьё холста

На этом холсте нет воздуха, нет пространства. Вернее пространство есть, но оно решено линейно. Пространство решает живописная перспектива, она же линейная перспектива.

В линейной перспективе на переднем плане изображаются большие дома и деревья. На заднем плане предметы становятся маленькими. У Гончаровой живописной перспективы нет. Кроме того, по глубине изображённого пространства полотно выглядит как русская икона. В нём нет понятий ближе — дальше. Здесь есть верх — низ. Видите, как строится дальний план за спиной этих женщин? Две работают. Потом поднимается пространство зеленого луга. Потом идут дома, потом — деревья. Вспомните икону «Битва новогородцев с суздальцами». Вспомните три регистра на иконе. Тут тоже самое. То есть художница великолепно знает национальное русское искусство. Фигуры баб в деревенских узорчатых одеждах несколько угловатые, приземистые. Они прекрасно вписываются в ослепительный зеленый, холодноватый летний пейзаж.

Наталья Гончарова написала пять различных павлинов и свела их в цикл «Художественные возможности по поводу павлина». Все пять картин были выполнены в разных стилях: «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)», «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)», «Белый павлин (стиль кубистов)» и «Весенний павлин (стиль русской вышивки)». Два павлина находятся в западных коллекциях, один пропал. «Египетский» и «в стиле русской вышивки» экспонируются в ГТГ.

Павлин под ярким солнцем, (стиль египетский)

Сравним две вариации на тему павлина. Один это «Павлин под ярким солнцем, стиль египетский».

image
Н.С.Гончарова. Павлин под ярким солнцем

Почему художница назвала полотно в «египетском стиле»? Трудно ответить однозначно. Возможно, это объясняется позой павлина. Он показан одновременно в фас и профиль. Это характерно для канонов Древнего Египта. Фигура птицы показана в профиль, а хвост развёрнут фронтально. Дано движение ножек-палочек павлина.

Обратите внимание на совершенно замечательный хвост павлина. На то, как он трогательно повернул свою маленькую головку. Ее не сразу можно увидеть, внимание притягивает яркий хвост. У птицы красноватое тело, изящно изогнутая шейка, маленькая головка. Всё это написано на зеленом фоне. А зеленый фон имеет форму яйца. Это следует воспринимать как символическое решение того самого яйца, из которого все началось. Это праоснова жизни. А за яйцом написан этот фантастический хвост, распластанный профиль, напоминает аркаду с многочисленными проёмами.

Есть основание полагать, что «Павлин под ярким солнцем» натолкнул Александра Бенуа на мысль пригласить Гончарову для художественного оформления оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Опера покорила Европу своей экзотической «восточной» красочностью. А Гончарова с Ларионовым остались в Париже.

Весенний павлин (стиль русской вышивки)

«Павлин в стиле русской вышивки» выполнен совсем иначе.

image
Весенний павлин (стиль русской вышивки), 1911. Холст, масло

Те, кто знаком с приёмами вышивки, смогут разложить этого павлина на составляющие, определить в какой технике вышиты детали. Ножки и лапки решены стебельчатым швом. Хвост, который напоминает тонкие веточки с листиками — это тамбурный шов. Такой шов строится на петельках. Белила на переднем плане решены гладью. А теперь посмотрите на фигуру птицы. Что павлин делает? Висит, стоит, идет? Приглядитесь, павлин изображён на фоне дерева. От ромашки внизу начинается ствол. Дальше расползаются в стороны ветки. То есть этот павлин запечатлен так, как если бы он летел. Вернее, если бы он мог летать, ведь павлины не летают. Мир приветствует его, осыпая цветами. Цветы на холсте выражают овацию. Павлин же весь из себя спокойный и гордый движется дальше.

В основе работы Гончаровой во многом лежит искусство русского примитива, лубка. Примером тому может служить «Курильщик», написанный в 1911 году. Наталья Сергеевна считала, что чужое искусство может быть такой же темой для живописи, как сама действительность. Интерес к мотиву «Курильщика» был, по-видимому, подсказан появлением в 1910 году одноименной картины Поля Сезанна в собрании И.А.Морозова. Многие работы этого периода несут похожие черты — широко открытые глаза, геометризации головного убора, большое пятно одежды.

image

Здесь уместно вспомнить о личной жизни Натальи Сергеевны с Михаилом Фёдоровичем Ларионовым. Официально они оформили отношения уже в Париже, в 50-х годах. Их союз распался много раньше, в 20-х годах и оба построили новые отношения. Ларионов — с Александрой Томилиной, тогда ещё Шурочкой. Формальный брак Гончаровой и Ларионова был необходим из-за вопросов наследства. Оба считали, что должны быть душеприказчиками друг друга. Гончарова умерла в 1962-м году, на два года раньше Ларионова. Тогда Михаил Фёдорович немедленно женился на Александре Томилиной. После смерти мужа, г-жа Томилина распоряжалась и его картинами, и работами Гончаровой. ГТГ получила «Курильщика» по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной (Франция) в 1989 году, уже после смерти Александры Клавдиевны.

В 1964 году, как только ушел из жизни Михаил Фёдорович, Александра Клавдиевна Томилина-Ларионова сообщила советскому правительству о том, что, выполняя волю усопших, она счастлива передать в дар СССР коллекцию работ Гончаровой и Ларионова. В СССР были очень довольны. Но СССР — государство «бедное». У него нет средств для оплаты таможенных сборов. Ещё 25 лет наследие Гончаровой и Ларионова оставалось у Шурочки Томилиной. Она старела и ей надо было как-то жить. Поэтому она что-то продавала, что-то дарила. Так несколько работ оказались в Центре Помпиду. В США также имеются Ларионов и Гончарова. Наконец, СССР нашел деньги и в конце 80-х годов коллекция прибыла на историческую родину, в том числе и «Курильщик».

Гончарова идёт дальше в своих творческих исканиях.

image
Купальщицы

Cамая большая работа Гончаровой – трехчастный монументальный триптих «Купальщицы». Полотно было практически неизвестно даже искусствоведам. Долгое время оно находилось в запасниках Третьяковской галереи. Впервые «Купальщиц» показали на «Салоне независимых» в 1922 году. Картина вызвала большой резонанс во французской прессе. В «Купальщицах» живописный талант Гончаровой соединился с опытом театрального декоратора.

Когда Гончарова стала писать картины на испанскую тему, то один журналист так выразился по этому поводу: «Это не женщины, это соборы».

Осенний вечер. Испанки

«Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара».

Во всех испанских работах ощущается шелест веера, стук каблуков, и звук кастаньет. Эти испанки трансформируются и превращаются в символы чего-то потустороннего. Это подчёркивает кошмарная ощерившаяся собака. Картина делится на планы. На первом — пёс. Далее — две испанки за столом. За ними стоит третья. За её спиной отнюдь не кактусы, а древесные стволы магнолии. Если убрать всех персонажей, видно как строится сам ствол и его ветви. Всё становится довольно жестким, потусторонним. И только единственный символ жизни –  розовый цветок на столе.

Задолго до того, как появились «Купальщицы» и «Испанки», существовало художественное объединение «Бубновый валет». Такое название придумал Михаил Ларионов. О нём — в следующей статье.

В 1913 году состоялась огромная персональная выставка Н.С.Гончаровой, где 32-летняя художница представила около 700 работ. К этому времени они с Ларионовым уже вышли из объединения «Бубновый валет» обвинив участников в увлечении Сезанном. В каталоге выставке она писала:

«Мной пройдено всё, что мог дать Запад до настоящего времени, — а также всё, что, идя от Запада, создавала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку.

Продолжение цикла в статье «М.Ф.Ларионов».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий